Кафедра педагогики, методологии и технологии образования
![foto-2-_2_-_2_.jpg foto-2-_2_-_2_.jpg](/upload/medialibrary/f2c/ep0vdxjs3ryxjp59cwi8djq2gxlbboak/foto_2_2_2_.jpg)
![IMG_20221205_WA0006-_1_-_1_-_1_.jpg IMG_20221205_WA0006-_1_-_1_-_1_.jpg](/upload/medialibrary/106/dgo5x3ja1si9s5pl6u4zr3p9bx9tvdyg/IMG_20221205_WA0006-_1_-_1_-_1_.jpg)
![foto1-_1_.jpg foto1-_1_.jpg](/upload/medialibrary/4e0/9ab7llx4s8ox9h3n3rawheak3oo9n68k/foto1_1_.jpg)
Контактная информация:
Адрес: 355029, г. Ставрополь, ул. Ленина, 133Б (корпус 8), каб.308Телефон: (8652) 33-08-61, внутренние 40-00, 35-95
Email: kafedrapiot@bk.ru
Социальные сети:
https://vk.com/public155286195
Направления подготовки
Бакалавриат:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
профиль «Начальные классы и английский язык»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
профиль «Начальное образование и образовательный инжиниринг»
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и
педагогика начального образования»
Магистратура:
44.04.01 Педагогическое образование
Профили:
- Воспитательная работа с молодежью
- Менеджмент в образовании
- Психология и педагогика дополнительного образования
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профили:
- Педагогика и воспитательные науки
- Практическая психология образования
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи и детей
- Психология и педагогика образования одаренных детей
Аспирантура:
5. Социальные и гуманитарные науки
5.8. Педагогика
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
5.8.7. Методология и технология профессионального образования
Цель образовательных программ, реализуемых на кафедре
Кафедра педагогики, методологии и технологии образования осуществляет
подготовку специалистов для системы образования края и Северо-Кавказского
федерального округа, способных осуществить педагогический процесс с учетом
истории, поликультурности, многонациональности, этнических традиций Северо-
Кавказского региона.
Кадровый состав
- Фомина Елена Алексеевна – заведующий кафедрой, кандидат психологических наук, доцент
- Игропуло Ирина Федоровна – научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор
- Лобейко Юрий Александрович – профессор кафедры, доктор педагогических наук, профессор
- Таранова Татьяна Николаевна – профессор кафедры, доктор педагогических наук, профессор
- Филимонюк Людмила Андреевна – профессор кафедры, доктор педагогических наук, доцент
- Шаповалов Валерий Кириллович – профессор кафедры, доктор педагогических наук, профессор
- Букреева Ирина Васильевна – доцент кафедры, кандидат педагогических наук, доцент
- Соломонов Владимир Александрович – доцент кафедры, кандидат психологических наук, доцент
- Дунаенко Алина Игоревна – доцент кафедры, кандидат педагогических наук
- Мищерина Ирина Владимировна – доцент кафедры, кандидат педагогических наук
- Недоповз Ирина Ивановна – доцент кафедры, кандидат педагогических наук
- Пашина Светлана Алексеевна – доцент кафедры, кандидат педагогических наук
- Лысенко Нина Александровна – доцент кафедры, кандидат педагогических наук
- Зайцева Алена Викторовна – доцент кафедры, кандидат психологических наук
- Сергеева Елена Викторовна – преподаватель кафедры
- Аникеева Юлия Владимировна – доцент кафедры, кандидат психологических наук
- Хапсирокова Диана Теувежевна – доцент кафедры, кандидат психологических наук
- Герасимова Галина Юрьевна – ассистент кафедры
- Рехман Анастасия Васильевна – ассистент кафедры
Какие профессиональные компетенции приобретут студенты
В результате освоения программ бакалавриата и магистратуры студенты будут способны эффективно, с использованием фундаментальных теоретических знаний и инновационных технологий осуществлять профессиональную деятельность и совершенствовать учебно-воспитательный процесс в условиях внедрения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего образования; готовы к непрерывному самообразованию и саморазвитию, гибко реагировать на изменения социально-экономических условий, способны к ведению научно-исследовательской деятельности.
Организации, в которых работают выпускники
Местами трудоустройства выпускников являются: образовательные организации различных типов (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные, высшего образования, дополнительного образования); интернатные учреждения; центры социального обслуживания; реабилитационные центры; учреждениях культуры и искусства, органы управления образования.
Возможные профессии выпускников:
ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
- Руководитель (директор, заведующий, начальник) образовательного учреждения
- Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения
- Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) структурного подразделения
ДОЛЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
- Учитель
- Преподаватель
- Педагог-организатор
- Социальный педагог
- Педагог-психолог
- Воспитатель (включая старшего)
- Тьютор
- Педагог-библиотекарь
- Старший вожатый
- Педагог дополнительного образования (включая старшего)
- Методист (включая старшего)
- Инструктор-методист (включая старшего)
Достижения кафедры за последние 3 года:
-
Кафедра сегодня – это сочетание опытных и молодых преподавателей, работающих в русле лучших традиций педагогического образования и инновационных подходов в организации образовательного процесса.
Кафедра педагогики, методологии и технологии образования психолого-педагогического факультета создана путем слияния кафедр Педагогики и образовательных технологий и Педагогики и психологии профессионального образования Института образования и социальных наук в 2021 году.
На протяжении многих лет преподаватели кафедры СКФУ сотрудничают с образовательными организациями города, Ставропольского края и Северо-Кавказского федерального округа.
Коллектив кафедры педагогики, методологии и технологии образования уделяет большое внимание развитию сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами-партнёрами в области подготовки профессиональных кадров. С 2013 года развивалось взаимодействие с римским университетом Сапиенца. 12 студентов магистратуры в рамках программы двойных дипломов подготовили и защитили дипломные проекты в Римском университете и получили диплом престижного европейского вуза. В настоящее время складывается сотрудничество с Абхазским государственным университетом, Армянским государственным педагогическим университетом имени Хачатура Абовяна.
В рамках реализации сетевых образовательных программ укрепляются контакты с отечественными вузами-партнерами: ФГАОУ ВО «Южный федеральных университет» и ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Ежегодно сотрудники кафедры выступают инициаторами, организаторами и участниками краевых и региональных научно-образовательных мероприятий для специалистов системы образования СК и СКФО, обеспечивают подготовку и проведение вузовского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года».
Традиционным стало проведение ежегодной Международной онлайн конференции ««ОБРАЗОВАНИЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ».
В 2022 году кафедра выступила инициатором проведения Всероссийской научно-практической конференции «Шияновские чтения».
В Год педагога и наставника дан старт педагогической олимпиаде «Хрустальное яблоко» для студентов и школьников. Участниками стали 11 команд школьников, 19 команд студентов из 7 регионов России, студенческая команда из Абхазии
Достижения студентов кафедры:
Ежегодно студенты кафедры становятся победителями конкурсов выпускных квалификационных работ.
В VII Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Родина: патриотизм, гражданственность, толерантность» Черемисина Татьяна заняла 3 место.
Всероссийский (с международным участием) конкурс научных, методических и творческих работ «ОБЩЕСТВО И МОЛОДЁЖЬ: ЕДИНСТВО, АНТИЭКСТРЕМИЗМ, БЕЗОПАСНОСТЬ» принес Резниковой Зое диплом за 1 место, Свириденко Евгении – диплом за 3 место.
В XIV Международном конкурсе научных, методических и творческих работ «Социализация, воспитание, образование» Кислова Наталья заняла 3 место.
В 2022-23 гг. команды студентов кафедры приняли участие в ряде олимпиад: V Всероссийская студенческая олимпиада по педагогике «Форсайт-педагогика», Всероссийская Олимпиада по психологии ПсихоЛогос-2022, олимпиада по педагогике «Хрустальное яблоко», «Я - профессионал» и др.
12 студентов кафедры прошли обучение на курсе «Школьные сообщества» в объеме 144 часа, разработанном Дальневосточным федеральным университетом совместно с Рыбаков Фондом.
Лысикова Елизавета награждена Благодарностью организаторов за большой личный вклад в подготовку и проведение Окружного форума развития детско-юношеского наставничества «СтартМашук».
И это лишь небольшая часть достижений наших магистрантов и студентов бакалавриата.
Возможности для дополнительного обучения, научной, исследовательской деятельности:
На кафедре реализуются следующие программы повышения квалификации:
- Менеджмент в образовании
- Педагогика и методика начального образования
- Педагогика и методика дошкольного образования
- Воспитательная работа с молодежью
- Присмотр и уход за детьми дошкольного возраста для обеспечения их психического и физического развития, охраны жизни и здоровья, социальной адаптации в соответствии с ФГОС
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО воспитатели
- Особенности работы образовательных организаций в условиях сложной санитарно-эпидемиологической обстановки
- Основы противодействия терроризму в образовательной организации
- Противодействие коррупции в образовательной организации
- Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
- Использование ИКТ в работе педагога и руководителей дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО
- Организация и содержание деятельности методиста в системе общего и дополнительного образования детей
- Современные технологии управления образовательной организацией и совершенствование методической работы
- Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста
- Воспитательная работа и технологии активного обучения в ДОУ
- Инновационная деятельность учителя начальных классов
- Современные методики преподавания отдельных учебных предметов в начальной школе
- Менеджмент в сфере дошкольного образования
- Эффективное управление дошкольной образовательной организацией
- Инновационные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня
Научная работа на кафедре педагогики, методологии и технологии образования:
На кафедре осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации на базе аспирантуры по направлению подготовки 44.06.01 Образование и педагогические науки по профилям:
- Общая педагогика, история педагогики и образования
- Теория и методика профессионального образования
Научная школа:
Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется в рамках научной школы «Инновационное развитие стратегий непрерывного образования в условиях социокультурной динамики», руководитель проф. В.К. Шаповалов.
В состав научной школы входят 3 доктора педагогических наук, 17 кандидатов педагогических, психологических и социологических наук, 7 аспирантов, 106 магистрантов. По итогам научно-исследовательской деятельности ученых-педагогов ежегодно издаются сборники научных трудов.
В рамках деятельности научной школы за последние 5 лет выполнено (или выполняется) 3 НИР в рамках реализации государственной (отраслевой, региональной) программы.
- Министерство образования и науки Российской Федерации: Договор № 2-Б от 06.04.2017 г., Государственный контракт «Разработка и внедрение технологий социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение выпускников таких организаций», 2017 г.
- РФФИ: № 19-013-00551, «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов», 2019 – 2021 гг.
- РФФИ: № 19-013-00308, «Саморегуляция как ресурс жизнестойкости субъекта в условиях смены вида профессиональной деятельности», 2019 – 2021 гг.
Сотрудники являлись соисполнителями других научных проектов, реализуемых при поддержке научных фондов:
РГНФ, № 15-06-14039, IV Международная научно-практическая конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», 2015 г.;
РГНФ, № 17-06-00804-ОГН, «Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные различия», 2017 – 2019 гг.;
РФФИ, № 18-013-20058, V Международная научно-практическая конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», 2018 г.;
РФФИ, № 18-013-00832, «Влияние аккультурационных установок на социокультурную безопасность студентов», 2018 – 2019 гг.
РФФИ, № 20-013-22001, Международная научно-практическая онлайн конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации», 2020 г.
РФФИ, № 21-011-31673, «Политические предпочтения и социальная активность учащейся молодежи: региональные и личностные предикторы», 2021 г.
Научные направления кафедры:
Научно-исследовательская деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры осуществляется в рамках двух научных направлений.
Научным направлением «Инновационное развитие стратегий непрерывного образования в условиях социокультурной динамики» руководит профессор В.К. Шаповалов.
В составе направления работают 3 доктора педагогических наук, 5 кандидатов педагогических и психологических наук, 3 аспиранта, 74 магистранта. По итогам научно-исследовательской деятельности ученых-педагогов ежегодно издаются сборники научных трудов.
В рамках деятельности научной школы за последние 5 лет выполнено 3 НИР в рамках реализации государственной (отраслевой, региональной) программы.
- Министерство образования и науки Российской Федерации: Договор № 2-Б от 06.04.2017 г., Государственный контракт «Разработка и внедрение технологий социализации воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сопровождение выпускников таких организаций», 2017 г.
- РФФИ: № 19-013-00551, «Этнокультурные детерминанты становления и развития экосистемы социально ориентированного предпринимательского образования на Северном Кавказе в условиях глобальных и региональных вызовов», 2019 – 2021 гг.
- РФФИ: № 19-013-00308, «Саморегуляция как ресурс жизнестойкости субъекта в условиях смены вида профессиональной деятельности», 2019 – 2021 гг.
Сотрудники являлись соисполнителями других научных проектов, реализуемых при поддержке научных фондов:
РГНФ, № 15-06-14039, IV Международная научно-практическая конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», 2015 г.;
РГНФ, № 17-06-00804-ОГН, «Осознанная саморегуляция и совладающее поведение в условиях адаптации студентов к новой социокультурной среде: общие закономерности и кросскультурные различия», 2017 – 2019 гг.;
РФФИ, № 18-013-20058, V Международная научно-практическая конференция «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России», 2018 г.;
РФФИ, № 18-013-00832, «Влияние аккультурационных установок на социокультурную безопасность студентов», 2018 – 2019 гг.
РФФИ, № 20-013-22001, Международная научно-практическая онлайн конференция «Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации», 2020 г.
РФФИ, № 21-011-31673, «Политические предпочтения и социальная активность учащейся молодежи: региональные и личностные предикторы», 2021 г.
Научное направление «Личностно-ориентированные модели в образовании» (руководитель – профессор Таранова Татьяна Николаевна):
- исследуются тенденции развития системы образования на всех ступенях (дошкольное, школьное, среднее и высшее профессиональное), обобщается опыт инновационных изменений в сфере регионального и федерального уровней образования,
- разрабатываются модели личностного развития субъектов образования в рамках процессов обучения и воспитания (дети, педагоги, родители), особенности развития системы преемственности учреждений интернатного типа – школа – вуз в условиях психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в получении качественного образования;
- разрабатываются и внедряются модели центров по предупреждению девиантного материнства и отцовства; вторичного сиротства и педагогического просвещения приемных родителей и патронажных семей; осуществляется работа с неблагополучными семьями средствами волонтерской деятельности студентов.
В дошкольном образовании исследуются проблемы экономического воспитания дошкольников и внедрения идей музейной педагогики в дошкольное образование.
В средней общеобразовательной школе изучаются вопросы профилактики эмоционального и профессионального выгорания педагогов; внедрения современных систем мониторинга качества образования школьников; развития критического мышления средствами медиаобразования.
В системе среднего профессионального и высшего образования изучаются процессы формирования ценностно-смысловых установок и ориентаций учащихся и студентов; разрабатываются и внедряются модели магистерских программ двойных дипломов в рамках сетевого взаимодействия и международного сотрудничества.
Результаты деятельности научных направлений ежегодно представляются на Международной научно-практической Интернет-конференции «Образование и глобальные вызовы современности: научно-педагогический контекст», международных и всероссийских научных и научно-педагогических конференциях.
Сотрудники кафедры являются членами оргкомитетов научных конференций различного уровня и руководителями секций, входят в состав редколлегий и редакционных советов научных изданий. Результаты своих исследований публикуют в научных изданиях Белоруссии, Армении, Казахстана, Италии и др. входящих в международные базы цитирования.
Активно участвуют в научной жизни кафедры студенты магистратуры. Результаты своих научных изысканий используют при подготовке конкурсных заявок Стипендиальной программы Благотворительного фонда В.В. Потанина.
Кафедра сегодня – это обучение студентов самым современным и перспективным достижениям педагогики и психологии, прежде всего в области психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Большое внимание уделяется возможности практического применения фундаментальных знаний в практике образовательных организаций.